Заголовок: Централизованное тестирование по биологии, 2021
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 19498

Централизованное тестирование по биологии, 2021

1.  
i

Био­ло­ги­че­ский объ­ект, ко­то­рый яв­ля­ет­ся эле­мен­тар­ной еди­ни­цей ор­га­низ­мен­но­го уров­ня ор­га­ни­за­ции живых си­стем, изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

 

12345
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
2.  
i

Гид­ро­топ  — это ком­по­нент:

1) био­то­па;
2) эда­фо­то­па;
3) био­це­но­за;
4) кли­ма­то­па;
5) ми­ко­це­но­за.
3.  
i

Чрез­мер­ное уве­ли­че­ние кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре  — это одна из при­чин:

1) опу­сты­ни­ва­ния;
2) за­гряз­не­ния гид­ро­сфе­ры;
3) опрес­не­ния мор­ской воды;
4) раз­ру­ше­ния озо­но­во­го слоя;
5) уси­ле­ния пар­ни­ко­во­го эф­фек­та.
4.  
i

Геном кар­то­фе­ля был из­ме­нен путем генно-ин­же­нер­ных опе­ра­ций и со­дер­жит ак­тив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щие гены дру­го­го ор­га­низ­ма. Такой кар­то­фель на­зы­ва­ет­ся:

1) транс­ген­ным;
2) чи­стой ли­ни­ей;
3) ис­кус­ствен­ным;
4) ге­те­ро­зи­гот­ным;
5) ав­то­по­лип­ло­ид­ным.
5.  
i

Ри­бо­за  — это:

1) ди­пеп­тид;
2) ди­са­ха­рид;
3) по­ли­са­ха­рид;
4) мо­но­са­ха­рид;
5) оли­гос­а­ха­рид.
6.  
i

Для трех видов живых ор­га­низ­мов (a−в) были уста­нов­ле­ны диа­па­зо­ны пе­ре­но­си­мых тем­пе­ра­тур:

а)  от −15 °С до +10 °С; б) от −10 °С до +40 °С; в) от +2 °С до +42 °С.

Рас­по­ло­жи­те дан­ные виды в по­ряд­ке уве­ли­че­ния их эко­ло­ги­че­ской пла­стич­но­сти:

1) а → б → в;
2) а → в → б;
3) б → а → в;
4) б → в → а;
5) в → б → а.
7.  
i

Из пяти при­ве­ден­ных при­ме­ров че­ты­ре можно от­не­сти к одной форме есте­ствен­но­го от­бо­ра. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый к этой форме от­бо­ра не от­но­сит­ся:

1) удли­не­ние кор­ней у скле­ро­фи­тов при по­ни­же­нии уров­ня грун­то­вых вод;
2) под­дер­жа­ние опре­де­лен­но­го раз­ме­ра вен­чи­ка у цвет­ков, опы­ля­е­мых шме­ля­ми;
3) ре­дук­ция хло­ро­пла­стов у рас­те­ний при пе­ре­хо­де к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни;
4) фор­ми­ро­ва­ние по­кро­ви­тель­ствен­ной окрас­ки у самок те­те­ре­ва при рас­ши­ре­нии аре­а­ла;
5) по­яв­ле­ние по­пу­ля­ции кра­бов с узким го­ло­во­груд­ным щитом при по­вы­ше­нии в воде кон­цен­тра­ции из­вест­ко­во­го ила.
8.  
i

Из пяти при­ве­ден­ных при­зна­ков че­ты­ре можно от­не­сти к одной боль­шой че­ло­ве­че­ской расе. Ука­жи­те «лиш­ний» при­знак, ко­то­рый к этой расе не от­но­сит­ся:

1) смуг­лая кожа;
2) за­мет­но раз­ви­тый эпи­кан­тус;
3) упло­щен­ное, с хо­ро­шо вы­ра­жен­ны­ми ску­ла­ми лицо;
4) вы­ра­жен­ный во­ло­ся­ной по­кров в виде усов и бо­ро­ды на лице у муж­чин;
5) ис­то­ри­че­ский ареал — боль­шая часть Азии, Се­вер­ная и Южная Аме­ри­ка.
9.  
i

До­пол­ни­те пред­ло­же­ния:

а)  ка­ри­о­тип муж­чи­ны, стра­да­ю­ще­го на­след­ствен­ной атро­фи­ей зри­тель­но­го нерва,  — ...;

б)  на изу­че­нии мик­ро­ско­пи­че­ско­го стро­е­ния хро­мо­сом ос­но­ван ... метод ис­сле­до­ва­ния.

1) а — 44А + X0; б — близ­не­цо­вый;
2) а — 44А + XY; б — ци­то­ге­не­ти­че­ский;
3) а — 44А + XX; б — ци­то­ге­не­ти­че­ский;
4) а — 46А + XY; б — дер­ма­то­гли­фи­че­ский;
5) а — 43А + XXY; б — дер­ма­то­гли­фи­че­ский.
10.  
i

Ука­жи­те набор хро­мо­сом (n) и ко­ли­че­ство хро­ма­тид (c) в клет­ке, обо­зна­чен­ной на схеме оо­ге­не­за циф­рой 1:

1) 1n1c
2) 2n4c
3) 1n4c
4) 1n2c
5) 2n1c
11.  
i

В про­фа­зе ми­то­за:

1) про­ис­хо­дит ре­пли­ка­ция мо­ле­ку­лы ДНК;
2) на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся ве­ре­те­но де­ле­ния;
3) хро­мо­со­мы упо­ря­до­чен­но рас­по­ла­га­ют­ся на эк­ва­то­ре клет­ки;
4) хро­мо­со­мы дес­пи­ра­ли­зу­ют­ся, раз­ру­ша­ют­ся нити ве­ре­те­на де­ле­ния;
5) сест­рин­ские хро­ма­ти­ды рас­хо­дят­ся к про­ти­во­по­лож­ным по­лю­сам клет­ки.
12.  
i

Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

1) кле­точ­ный центр со­сто­ит из двух субъ­еди­ниц, по­кры­тых мем­бра­ной;
2) зе­ле­ный цвет хло­ро­пла­стов обу­слов­лен на­ли­чи­ем в них ка­ро­ти­но­и­дов;
3) гли­ко­ка­ликс — это пер­вич­ная пе­ре­тяж­ка, ко­то­рая делит хро­мо­со­му на два плеча;
4) внут­рен­няя мем­бра­на ли­зо­сом об­ра­зу­ет кри­сты, за­пол­нен­ные кле­точ­ным соком;
5) впер­вые опи­сал ядро в клет­ках рас­те­ний и при­шел к вы­во­ду, что оно яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ной ча­стью рас­ти­тель­ной клет­ки, Р. Броун.
13.  
i

Ука­жи­те по­ня­тия, не­по­сред­ствен­но не от­но­ся­щи­е­ся к про­цес­су фо­то­син­те­за:

а)  фа­го­ци­тар­ный пу­зы­рек; б) ти­ла­ко­ид; в) тс­м­но­вая фаза; г) НАДФ-Н+Н+; д) кодон.

1) а, в;
2) а, г;
3) а, д;
4) б, в;
5) г, д.
14.  
i

На схеме стро­е­ния цвет­ка за­вязь обо­зна­че­на циф­рой:

1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
15.  
i

Ви­до­из­ме­нен­ным по­бе­гом яв­ля­ет­ся(-ются):

1) лист си­ре­ни;
2) ко­рень то­ма­та;
3) сте­бель яч­ме­ня;
4) кор­не­ви­ще ку­пе­ны;
5) корни-при­сос­ки по­грем­ка.
16.  
i

Ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния и не­по­сто­ян­ная, из­ме­ня­ю­ща­я­ся форма тела ха­рак­тер­ны для:

1) амебы;
2) эв­гле­ны;
3) воль­вок­са
4) хло­рел­лы;
5) ин­фу­зо­рии.
17.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ние, не­вер­ное в от­но­ше­нии листа по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний:

1) паль­ча­тое жил­ко­ва­ние ха­рак­тер­но для ли­стьев клена, ка­ли­ны;
2) лист на­зы­ва­ет­ся про­стым, если к че­реш­ку при­креп­ле­на одна ли­сто­вая пла­стин­ка;
3) у рас­те­ний, оби­та­ю­щих на суше и име­ю­щих плос­кие ли­стья, устьи­ца рас­по­ло­же­ны пре­иму­ще­ствен­но на ниж­ней сто­ро­не листа;
4) при ве­ге­та­тив­ном раз­мно­же­нии ли­сто­вы­ми че­рен­ка­ми при­да­точ­ные почки и корни могут об­ра­зо­вы­вать­ся у ос­но­ва­ния че­реш­ка и у ос­но­ва­ния ли­сто­вой пла­стин­ки;
5) в клет­ках губ­ча­той па­рен­хи­мы со­дер­жит­ся зна­чи­тель­но боль­ше хло­ро­фил­ла, чем в клет­ках столб­ча­той па­рен­хи­мы, по­это­му в губ­ча­той па­рен­хи­ме фо­то­син­тез про­ис­хо­дит более ин­тен­сив­но.
18.  
i

В от­ли­чие от жи­вот­ных у гри­бов:

1) от­сут­ству­ют пла­сти­ды;
2) нет оформ­лен­но­го ядра;
3) име­ет­ся кле­точ­ная стен­ка;
4) ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния;
5) за­пас­ным ве­ще­ством слу­жит гли­ко­ген.
19.  
i

Из­вест­но, что бак­те­рия яв­ля­ет­ся анаэ­роб­ной па­то­ген­ной ба­цил­лой. Вы­бе­ри­те из тек­ста пред­ло­же­ния, в ко­то­рых при­ве­де­ны опи­са­ния ука­зан­ных выше при­зна­ков бак­те­рии:

 

(1)Че­ло­ве­че­ство на про­тя­же­нии всей своей ис­то­рии стра­да­ло от раз­ру­ши­тель­ных вспы­шек хо­ле­ры, ко­то­рая

рас­про­стра­ня­ет­ся, как пра­ви­ло, в форме эпи­де­мии и яв­ля­ет­ся острой ки­шеч­ной ин­фек­ци­ей, вы­зы­ва­е­мой бак­те­ри­ей. (2)Это гра­мот­ри­ца­тель­ная, изо­гну­тая или пря­мая па­лоч­ко­вид­ная бак­те­рия. (З)Она имеет жгу­тик, ко­то­рый в 2−3 раза длин­нее тела клет­ки. (4)Эта бак­те­рия не об­ра­зу­ет спор, не имеет кап­су­лы. (5)Она может жить и раз­ви­вать­ся при от­сут­ствии в среде сво­бод­но­го кис­ло­ро­да. (б)Устой­чи­вость к воз­дей­стви­ям внеш­ней среды от­но­си­тель­но не­вы­со­кая, бак­те­рия чув­стви­тель­на к вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ре, кис­ло­там, солям, сол­неч­но­му свету.

1) 1, 2, 3;
2) 1, 2, 5;
3) 1, 5, 6;
4) 2, 3, 4;
5) 4, 5, 6.
20.  
i

Ука­жи­те вер­ные утвер­жде­ния:

а)  тело плос­ких чер­вей сплю­ще­но в спин­но-брюш­ном на­прав­ле­нии; б) по спо­со­бу пи­та­ния пла­на­рия  — филь­тра­тор; в) при­спо­соб­ле­ни­ем к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни у бы­чье­го цепня яв­ля­ет­ся пря­мое раз­ви­тие; г) про­ме­жут­ки между ор­га­на­ми у плос­ких чер­вей за­пол­не­ны па­рен­хи­мой.

1) а, б;
2) а, в;
3) а, г;
4) 6, г;
5) в, г.
21.  
i

У без­зу­б­ки:

а)  ор­га­ном га­зо­об­ме­на яв­ля­ет­ся лег­кое, об­ра­зо­ван­ное ман­ти­ей; б) раз­бро­сан­но-уз­ло­вая нерв­ная си­сте­ма; в) име­ет­ся кожно-му­скуль­ный мешок; г) пря­мое раз­ви­тие

1) а, б, г;
2) а, в;
3) в, г;
4) толь­ко б;
5) толь­ко г.
22.  
i

У жи­вот­но­го, серд­це ко­то­ро­го изоб­ра­же­но на ри­сун­ке, можно об­на­ру­жить:

1) внут­рен­нее опло­до­тво­ре­ние;
2) ра­ди­аль­ную сим­мет­рию тела;
3) три слу­хо­вые ко­сточ­ки в по­ло­сти сред­не­го уха;
4) по­кры­тые склад­ча­той корой боль­шие по­лу­ша­рия пе­ред­не­го мозга;
5) по­зво­ноч­ник, со­сто­я­щий из трех от­де­лов: груд­но­го, ту­ло­вищ­но­го и крест­цо­во­го.
23.  
i

В со­став ске­ле­та сво­бод­ной верх­ней ко­неч­но­сти че­ло­ве­ка не вхо­дит(-ят):

1) лу­че­вая кость;
2) лок­те­вая кость;
3) пле­че­вая кость;
4) фа­лан­ги паль­цев;
5) боль­ше­бер­цо­вая кость.
24.  
i

Цен­траль­ный отдел обо­ня­тель­ной сен­сор­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка вклю­ча­ет в себя:

1) фо­то­ре­цеп­то­ры;
2) обо­ня­тель­ный нерв;
3) так­тиль­ные ре­цеп­то­ры на губах;
4) ре­цеп­тор­ные клет­ки но­со­вых ходов;
5) обо­ня­тель­ные цен­тры коры боль­ших по­лу­ша­рий.
25.  
i

Че­ло­век на­хо­дит­ся в ком­на­те, воз­дух в ко­то­рой на­сы­щен во­дя­ны­ми па­ра­ми и на­грет до +32 °C. Ука­жи­те наи­бо­лее эф­фек­тив­ный в дан­ных усло­ви­ях ме­ха­низм тер­мо­ре­гу­ля­ции:

1) уве­ли­че­ние теп­ло­от­да­чи путем уси­ле­ния по­то­от­де­ле­ния;
2) уве­ли­че­ние теп­ло­про­дук­ции путем уси­ле­ния по­то­от­де­ле­ния;
3) умень­ше­ние теп­ло­от­да­чи путем суже­ния кро­ве­нос­ных со­су­дов кожи;
4) уве­ли­че­ние теп­ло­от­да­чи путем рас­ши­ре­ния кро­ве­нос­ных со­су­дов кожи;
5) уве­ли­че­ние теп­ло­про­дук­ции путем рас­ши­ре­ния кро­ве­нос­ных со­су­дов кожи.
26.  
i

Ука­жи­те не­до­ста­ю­щее звено в схеме кро­во­снаб­же­ния почки че­ло­ве­ка:

по­чеч­ная ар­те­рия → ? → ка­пил­ляр­ный клу­бо­чек.

1) петля Генле;
2) по­чеч­ная пи­ра­ми­да;
3) вы­но­ся­щая ар­те­рио­ла;
4) при­но­ся­щая ар­те­рио­ла;
5) со­би­ра­тель­ная тру­боч­ка.
27.  
i

Ука­жи­те кро­ве­нос­ный сосуд боль­шо­го круга кро­во­об­ра­ще­ния че­ло­ве­ка, в ко­то­ром течет ар­те­ри­аль­ная кровь:

1) ве­ну­ла лег­ко­го;
2) ле­гоч­ная ар­те­рия;
3) ниж­няя полая вена;
4) над­по­чеч­ни­ко­вая вена;
5) ла­дон­ная пяст­ная ар­те­рия.
28.  
i

До­пол­ни­те пред­ло­же­ния, ка­са­ю­щи­е­ся ды­ха­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка:

а)  при по­вы­ше­нии кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа в крови рит­ми­че­ская ак­тив­ность ды­ха­тель­но­го цен­тра...;

6)  го­ло­со­вые связ­ки за­клю­че­ны в склад­ки сли­зи­стой обо­лоч­ки ....

1) а — уве­ли­чи­ва­ет­ся; б — гор­та­ни;
2) а — умень­ша­ет­ся; б — гор­та­ни;
3) а — уве­ли­чи­ва­ет­ся; б — тра­хеи;
4) а — умень­ша­ет­ся; б — тра­хеи;
5) а — уве­ли­чи­ва­ет­ся; б — мяг­ко­го нёба.
29.  
i

Про­чи­тай­те текст.Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых при­ве­де­ны опи­са­ния фи­зио­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида Хвощ

по­ле­вой:

 

(1)Хвощ по­ле­вой рас­тет в лесах, на лугах, окра­и­нах болот, по бе­ре­гам во­до­е­мов. (2)Он пред­по­чи­та­ет пес­ча­ную, уме­рен­но влаж­ную почву с по­вы­шен­ной кис­лот­но­стью. (З)Хвощ от­но­сит­ся к све­то­лю­би­вым рас­те­ни­ям, но может вы­дер­жи­вать за­те­не­ние. (4)Спо­ро­но­сит хвощ в ап­ре­ле  — на­ча­ле мая. (5)Спо­ро­нос­ные ко­лос­ки у него жел­то­ва­то-ко­рич­не­вые, крас­но­ва­тые или бу­ро­ва­тые, до 30 см вы­со­той, 2−6 см в диа­мет­ре, с 8−12 глад­ки­ми реб­ра­ми. (6)Из спор до­воль­но быст­ро вы­рас­та­ют за­рост­ки га­ме­то­фи­тов, на ко­то­рых фор­ми­ру­ют­ся ан­те­ри­дии и ар­хе­го­нии. (7)Опло­до­тво­ре­ние про­ис­хо­дит толь­ко при на­ли­чии воды.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 135.

30.  
i

На схеме изоб­ра­же­на пи­ще­вая сеть, со­сто­я­щая из паст­бищ­ных цепей (виды обо­зна­че­ны бук­ва­ми; стрел­ки ука­зы­ва­ют на­прав­ле­ние пе­ре­хо­да энер­гии между ви­да­ми; про­ду­цен­ты яв­ля­ют­ся ис­клю­чи­тель­но ав­то­тро­фа­ми).

Опре­де­ли­те сум­мар­ное ко­ли­че­ство видов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся кон­су­мен­та­ми II по­ряд­ка в какой-либо из цепей дан­ной пи­ще­вой сети.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 5.

31.  
i

Для каж­дой пары ор­га­низ­мов ука­жи­те тип био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний:

Ор­га­низ­мы

A)  филин и мышь

Б)  сли­зень и жаба

B)  мас­ле­нок и сосна

Г)  белый мед­ведь и песец, ко­то­рый пи­та­ет­ся остат­ка­ми до­бы­чи мед­ве­дя

Д)  мо­ло­дые сосна и бе­ре­за, про­из­рас­та­ю­щие рядом в гу­стом под­ро­сте сме­шан­но­го леса

Тип вза­и­мо­от­но­ше­ний

1)  му­ту­а­лизм

2)  па­ра­зи­тизм

3)  кон­ку­рен­ция

4)  хищ­ни­че­ство

5)  ком­мен­са­лизм

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б5ВЗГ2Д1.

32.  
i

Уста­но­ви­те, ка­ко­му этапу эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия по­зво­ноч­ных жи­вот­ных со­от­вет­ству­ет каж­дый из при­ве­ден­ных про­цес­сов:

Про­цесс

A)  фор­ми­ро­ва­ние бла­сто­це­ли

Б)  об­ра­зо­ва­ние пер­вич­но­го рта

B)  фор­ми­ро­ва­ние нерв­ной труб­ки

Г)  об­ра­зо­ва­ние двух за­ро­ды­ше­вых лист­ков

Этап раз­ви­тия

1)  дроб­ле­ние

2)  га­стру­ля­ция

3)  гисто-и ор­га­но­ге­нез

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: АЗБ2В1Г1.

33.  
i

Для каж­до­го при­ме­ра ви­до­об­ра­зо­ва­ния ука­жи­те форму изо­ля­ции, ко­то­рая обу­сло­ви­ла ви­до­об­ра­зо­ва­ние:

При­мер ви­до­об­ра­зо­ва­ния

A)  ди­пло­ид­ная и по­лип­ло­ид­ная расы груши обык­но­вен­ной

Б)  под­ви­ды линя с раз­ны­ми сро­ка­ми и ме­ста­ми не­ре­ста,

раз­ли­ча­ю­щи­ми­ся тем­пе­ра­ту­рой воды

B)  близ­ко­род­ствен­ные виды дро­зо­фил, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся ри­ту­а­лом

уха­жи­ва­ния за осо­бя­ми про­ти­во­по­лож­но­го пола

Г)  расы ма­рьян­ни­ка лу­го­во­го, об­ра­зо­вав­ши­е­ся в ре­зуль­та­те сме­ще­ния

сро­ков цве­те­ния из-за раз­лич­но­го ре­жи­ма увлаж­не­ния

Форма изо­ля­ции

1)  ге­не­ти­че­ская

2)  это­ло­ги­че­ская

3)  эко­ло­ги­че­ская

4)  мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ская

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А4Б4В2Г1.

34.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ди­пло­ид­но­го вида яч­ме­ня обык­но­вен­но­го 14 хро­мо­сом. В ре­зуль­та­те му­та­ции об­ра­зо­вал­ся тет­рап­ло­ид. Сколь­ко хро­мо­сом со­дер­жит­ся в со­ма­ти­че­ских клет­ках тет­рап­ло­и­да?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 15.

35.  
i

Ген, со­дер­жа­щий за­ко­ди­ро­ван­ную ин­фор­ма­цию о 660 ами­но­кис­ло­тах, вклю­ча­ет также про­мо­тор из 17 нук­лео­ти­дов и тер­ми­на­тор из 1 три­пле­та. Рас­счи­тай­те, какую длину (нм) имеет этот ген, если длина од­но­го нук­лео­ти­да равна 0,34 нм

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ное число округ­ли­те до це­ло­го), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 150.

36.  
i

За­бо­ле­ва­ние че­ло­ве­ка, свя­зан­ное с де­фек­том об­ме­на ли­пи­дов, на­сле­ду­ет­ся как ре­цес­сив­ный при­знак. Одна из его форм опре­де­ля­ет­ся ауто­сом­ным геном, дру­гая  — сцеп­ле­на с Х-хро­мо­со­мой. Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния боль­ных (любой из форм за­бо­ле­ва­ния) детей в семье, где ро­ди­те­ли здо­ро­вы, при этом оба яв­ля­ют­ся но­си­те­ля­ми гена этого за­бо­ле­ва­ния (мать ди­ге­те­ро­зи­гот­ная).

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ное число округ­ли­те до це­ло­го), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 15.

37.  
i

В про­цес­се гли­ко­ли­за об­ра­зо­ва­лось 160 молей пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты. Рас­счи­тай­те, сколь­ко молей СO2 об­ра­зо­ва­лось в ходе этапа ды­ха­ния, про­те­ка­ю­ще­го в ми­то­хон­дри­ях, при пол­ном окис­ле­нии этого ко­ли­че­ства пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ное число округ­ли­те до це­ло­го), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те.

На­при­мер: 150.

38.  
i

Ука­жи­те вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  в жиз­нен­ном цикле мхов до­ми­ни­ру­ет га­ме­то­фит;

2)  ку­куш­кин лен обык­но­вен­ный про­из­рас­та­ет в лесах и на бо­ло­тах;

3)  в от­ли­чие от па­по­рот­ни­ков у сфаг­но­вых мхов име­ют­ся мерт­вые во­до­нос­ные клет­ки, в ко­то­рых на­кап­ли­ва­ет­ся вода;

4)  саль­ви­ния пла­ва­ю­щая, орляк обык­но­вен­ный и щи­тов­ник муж­ской за­не­се­ны в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь;

5)  на ниж­ней сто­ро­не ли­стьев у ку­куш­ки­но­го льна обык­но­вен­но­го и щи­тов­ни­ка муж­ско­го рас­по­ла­га­ют­ся спо­ран­гии, со­бран­ные в со­ру­сы.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 135.

39.  
i

За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя слова из при­ве­ден­но­го спис­ка:

 

ПлодТип око­ло­плод­ни­каПри­мер рас­те­ния
... (А)Сухой, нев­скры­ва­ю­щий­сяПод­сол­неч­ник
Же­лудь... (Б)Дуб
Яб­ло­коСоч­ный... (В)

 

Спи­сок слов:

1)  се­мян­ка;

2)  зер­нов­ка;

3)  соч­ный;

4)  сухой, вскры­ва­ю­щий­ся;

5)  сухой, нев­скры­ва­ю­щий­ся;

6)  груша;

7)  огу­рец;

8)  пер­сик;

9)  тюль­пан.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: А1БЗВ6.

40.  
i

Опре­де­ли­те си­сте­ма­ти­че­ское по­ло­же­ние плот­вы обык­но­вен­ной, на­чи­ная с са­мо­го вы­со­ко­го ранга, рас­по­ло­жив по по рядку семь под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  род Плот­ва;

2)  тип Хор­до­вые;

3)  цар­ство Жи­вот­ные;

4)  отдел По­зво­ноч­ные;

5)  се­мей­ство Кар­по­вые;

6)  класс Кост­ные рыбы;

7)  отряд Кар­по­об­раз­ные;

8)  класс Хря­ще­вые рыбы;

9)  вид Плот­ва обык­но­вен­ная.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 4132568.

41.  
i

Срав­ни­те скор­пи­о­на и бе­лян­ку. Ука­жи­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для обоих жи­вот­ных:

 

1)  уси­ков нет;

2)  име­ет­ся брюш­ная нерв­ная це­поч­ка;

3)  хо­диль­ных ко­неч­но­стей че­ты­ре пары;

4)  ор­га­ны вы­де­ле­ния  — маль­пи­ги­е­вы со­су­ды;

5)  тело по­кры­то хи­ти­ни­зи­ро­ван­ной ку­ти­ку­лой;

6)  в цикле раз­ви­тия три ста­дии: яйцо, ли­чин­ка и взрос­лая особь;

7)  у самки на брюш­ке есть ви­до­из­ме­нен­ный яй­це­клад, про­то­ком свя­зан­ный с ядо­ви­той же­ле­зой.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 135.

42.  
i

Про­чи­тай­те от­ры­вок из ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты груп­пы юных на­ту­ра­ли­стов.

Изу­чив диа­грам­му (см. рис.) и вы­явив общую за­ко­но­мер­ность, мы стали срав­ни­вать дру­гих жи­вот­ных, а затем рас­пре­де­ли­ли их по груп­пам. В груп­пу А были вклю­че­ны жи­вот­ные, масса ко­то­рых менее 500 г. Это пред­ста­ви­те­ли от­ря­да Ру­ко­кры­лые, а также мышь, хомяк и ласка. В груп­пу В (0,5−1 кг) вошли пред­ста­ви­те­ли от­ря­да На­се­ко­мо­яд­ные, а также белка, в груп­пу С (1,1−5 кг)  — ку­ни­ца, он­дат­ра, нут­рия, в груп­пу D (5,1−15 кг)  — ли­си­ца, выдра, рысь, бар­сук, мар­тыш­ка, в груп­пу Е (15,1−50 кг)  — бобр, волк, шим­пан­зе. Прак­ти­че­ски все пред­ста­ви­те­ли от­ря­дов Пар­но­ко­пыт­ные и Не­пар­но­ко­пыт­ные, ко­то­рых мы срав­ни­ва­ли, ве­си­ли более 250 кг и со­ста­ви­ли груп­пу G. Ис­клю­че­ни­ем стал кабан, его масса была мень­ше (около 80 кг). Его, а также мор­ско­го ко­ти­ка, оран­гу­та­на и го­рил­лу, масса ко­то­рых 51−250 кг, объ­еди­ни­ли в груп­пу F.

Ис­поль­зуя дан­ные тек­ста, рас­по­ло­жи­те сле­ду­ю­щих жи­вот­ных из числа изу­чен­ных юными на­ту­ра­ли­ста­ми в по­ряд­ке уве­ли­че­ния ин­тен­сив­но­сти по­треб­ле­ния ими кис­ло­ро­да в рас­че­те на 1 г массы тела (при оди­на­ко­вых внеш­них усло­ви­ях):

 

1)  рысь;

2)  зебра;

3)  ушан;

4)  кабан;

5)  он­дат­ра.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41325.

43.  
i

Для каж­до­го ве­ще­ства ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щее опи­са­ние:

Ве­ще­ство

A)  ли­зо­цим

Б)  тром­бин

B)  маль­та­за

Г)  ок­си­то­цин

Д)  хо­ле­сте­рин

Опи­са­ние

1)  белок си­сте­мы свер­ты­ва­ния крови

2)  пи­ще­ва­ри­тель­ный фер­мент, рас­щеп­ля­ю­щий ди­са­ха­ри­ды

3)  белок слюны, об­ла­да­ю­щий обез­за­ра­жи­ва­ю­щим дей­стви­ем

4)  пеп­тид, сти­му­ли­ру­ю­щий со­кра­ще­ние глад­кой му­ску­ла­ту­ры матки

5)  гид­ро­фоб­ное ве­ще­ство, вхо­дя­щее в со­став био­ло­ги­че­ских мем­бран

6)  гор­мон пе­ред­ней доли ги­по­фи­за, ре­гу­ли­ру­ю­щий де­я­тель­ность по­ло­вых желез

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б4В5Г2Д1.

44.  
i

Опу­стив ногу в ле­дя­ную воду, че­ло­век не­про­из­воль­но ее вы­дер­нул. Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность пе­ре­да­чи нерв­но­го им­пуль­са по ре­флек­тор­ной дуге этого со­ма­ти­че­ско­го ре­флек­са, вы­брав пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  спин­но­моз­го­вой ган­глий;

2)  аксон вста­воч­но­го ней­ро­на;

3)  аксон дви­га­тель­но­го ней­ро­на;

4)  денд­рит чув­стви­тель­но­го ней­ро­на;

5)  тело вста­воч­но­го ней­ро­на в дерме кожи ноги;

6)  тело ней­ро­на в пе­ред­них рогах спин­но­го мозга;

7)  дви­га­тель­ная зона в пе­ред­ней цен­траль­ной из­ви­ли­не коры боль­ших по­лу­ша­рий.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41525.